Уголовная ответственность за вовлечение подростков в совершение преступления
Статьей 150 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Вовлечением несовершеннолетнего в преступление признаются действия лица, достигшего совершеннолетия, то есть 18 лет, которые направлены на склонение несовершеннолетнего к совершению преступления и побуждающие его принять участие в совершении преступлений.
Частью 1 статьи 150 УК РФ установлено, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления может осуществляться путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.
Совершение такой категории преступного деяния влечет назначение наказания до 5 лет лишения свободы.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Вышеперечисленные деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Кроме того, в случаях, когда вышеуказанные деяния связаны с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Ведута А.А.
Назначение опекуна (попечителя) для ребенка
В соответствии со статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица.
Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
- лица, лишенные (ограниченные) родительских прав;
- лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
- лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- лица, не прошедшие подготовки приемных родителей (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
- лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;
- лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 № 117.
Согласно статье 36 Гражданского кодекса Российской Федерации как опекуны, так и попечители обязаны:
- заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и прочее);
- обеспечивать подопечного уходом и лечением;
- заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии;
- обеспечить получение ребенком основного общего образования (опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования);
- заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
- заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
- представлять и защищать права и интересы ребенка.
При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:
- нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя);
- способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей;
- отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);
- желание самого ребенка.
Стоит отметить, что бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Ведута А.А.
Внесены изменения в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1436 внесены изменения в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У данной категории лиц появилась возможность заключения договора специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти Российской Федерации в случае необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. До внесения изменений названный договор можно было продлить только один раз. Кроме того, расторжение такого договора допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг; разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи; систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; использования жилого помещения не по назначению. Постановление вступило в силу с 1 января 2019 г.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Ведута А.А.
Вводится ответственность за ненадлежащее ведение Федерального реестра инвалидов
Защита прав инвалидов является приоритетным направлением государства и служит для обеспечения инвалидам равных возможностей в реализации своих прав, регламентированных Конституцией Российской Федерации, иными законами и подзаконными актами.
С этой целью Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях учета сведений об инвалидах установлено ведение Федерального реестра инвалидов.
В данном реестре содержатся основные сведения об инвалидах, такие как, группа инвалидности, ограничения жизнедеятельности, степень утраты трудоспособности и другие. Кроме того, в указанном реестре содержатся персональные данные лица, признанного инвалидом. Ведение данного реестра является обязательным.
Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.02.2019 № 7-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в Федеральный реестр инвалидов.
В частности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 13.19.4. Нарушение порядка предоставления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре.
За непредставление, неразмещение или нарушение сроков размещения информации в реестре либо размещение информации не в полном объёме предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Повторное совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Документ вступает в силу 17.02.2019
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Дедиков О.В.
Изменены правила расчета платы за отопление в многоквартирных домах
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П определено, что владельцам квартир с индивидуальным отоплением (те, кто произвел отключение от общедомовой системы отопления и в установленном порядке оформил это переустройство) запрещено выставлять двойные счета за отопление - и по фактическому потреблению на обогрев своей площади, и одновременно по нормативу.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П установлено, что возможно производить начисления за тепло с учетом показаний индивидуальных теплосчетчиков, даже если не все квартиры в многоквартирном оборудованы индивидуальными приборами учета.
В целях исполнения постановлений Конституционного Суда Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».
Постановлением установлено, что граждане, установившие индивидуальную схему отопления, будут платить отдельно за свою жилплощадь в индивидуальном порядке, отдельно - за обогрев общедомового имущества пропорционально своей доле в общем имуществе дома.
Если в доме хотя бы в одной квартире установлен индивидуальный счетчик тепла, то потребителем производится оплата, исходя из показаний индивидуального прибора учета, а также за теплоснабжение мест общего пользования в многоквартирном доме.
Для тех, у кого индивидуальных счетчиков нет, суммируются показания всех индивидуальных счетчиков тепла, затем делятся на площадь квартир, в которых они стоят, в итоге получается т.н. коэффициент среднеквартирного потребления тепла. Для определения количества тепла, которое потребляет квартира, в которой счетчик не установлен, ее площадь необходимо умножить на указанный коэффициент. Все остальные данные общедомового прибора учета считаются как израсходованные для отопления общедомового имущества, в связи с чем распределяются между собственниками квартир пропорционально площади жилых помещений.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Дедиков О.В.
Об изменениях в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»
С 8 января 2019 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 539-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» увеличен максимальный размер долга, по которому взыскатель может сам направить исполнительный документ для удержания денежных средств, минуя службу судебных приставов. Теперь он составляет 100 тысяч рублей. Ранее предельная сумма долга по периодическим платежам составляла 25 тысяч рублей.
Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 100 тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.
Помощник прокурора района
младший советник юстиции Куценко А.А.
Пропаганда ненависти либо вражды и унижение человеческого достоинства являются административными правонарушениями
Федеральным законом от 27.12.2018 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.3.1, устанавливающая административную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Административная ответственность наступает в случае совершения действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц - от 250 тыс. до 500 тыс. рублей.
Помощник прокурора района
младший советник юстиции Куценко А.А.
О внесении изменений в ст. 282 УК РФ
Федеральным законом от 27.12.2018 № 519-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, а именно претерпела изменение ст. 282 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В новой редакции уголовного закона по ч.1 ст. 282 УК РФ уголовной ответственности подлежат только лица, совершившие действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", после их привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Вместе с тем, привлечение к административной ответственности в течение предшествующего года не требуется для осуждения лица за совершение указанных действий с применением насилия, лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой (ч.2 ст. 282 УК РФ).
Помощник прокурора района
младший советник юстиции Куценко А.А.
Порядок расчета размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства
Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730, вступившим в силу 08.01.2019.
В частности, лицо, причинившее вред лесам и находящимся в них природным объектам, самостоятельно обращается в орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), или орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный лесной контроль, с письменным запросом о предоставлении информации о размере вреда, подлежащего возмещению, а также о платежных реквизитах, необходимых для уплаты денежных средств в счет возмещения вреда.
Уполномоченный орган осуществляет в соответствии с методиками и таксами, утвержденными постановлением, расчет размера вреда в денежном выражении и в течение 7 дней со дня получения запроса и прилагаемых к нему документов направляет по адресу, указанному в запросе, посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, информацию о размере вреда, подлежащего возмещению, либо мотивированный отказ в предоставлении запрошенной информации.
Кроме того, установлено, что ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в результате преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, исчисляется в соответствии с таксами и методикой, предусмотренными особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.
Добровольное возмещение вреда производится путем уплаты денежных средств на основании информации, представленной уполномоченным органом, не позднее дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие совершения административного правонарушения, либо обвинительного приговора. При возмещении вреда учитываются расходы по рекультивации земель и лесовосстановлению.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Мартыненко Р.Н.
Несанкционированные свалки - незаконно и опасно!
В соответствии со от. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данные требования распространяются, в том числе, и на деятельность, связанную с обращением с отходами производства и потребления.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским н сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Часть 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также устанавливает запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Этоа же норма запрещает захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения.
Таким образом, захоронение мусора в границах поселений и на межрайонной территории вне специального объекта размещения отходов влечет нарушение закона, а также приводит к негативным экологическим и санитарно-эпидемиологическим последствиям.
Ответственность за данное нарушение закона установлена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно влечет административный штраф для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Мартыненко Р.Н.
Принят Федеральный закон «О любительском рыболовстве»
В декабре 2018 года принят Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве» (далее – Федеральный закон № 475-ФЗ).
Так, настоящим Законом определено, что любительское рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы), которая осуществляется гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Согласно 6 статье Федерального закона № 475-ФЗ любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, определенных действующим законодательством. На водных объектах, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Законодателем прямо запрещено осуществление любительского рыболовства на водных объектах, которые используются для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах, а также иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарного рыбоводства, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.
Также законодателем предусмотрены и ограничения любительского рыболовства:
- периоды вылова водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства гражданами с применением сетных орудий вылова водных биоресурсов в водных объектах, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целях личного потребления;
- запрет на осуществление любительского рыболовства с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;
- запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случая, установленного настоящим Федеральным законом;
- запрет на осуществление любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты) в местах массового отдыха граждан, с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой, с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов, с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов.
Лица, виновные в нарушении законодательства о любительском рыболовстве, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования настоящего Федерального закона № 475-ФЗ вступают в силу с 01.01.2020.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Мартыненко Р.Н.
Утверждена программа по антикоррупционному просвещению обучающихся
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2019 N 98-р утверждена программа по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год.
К числу мероприятий программы относятся: проведение открытых уроков и классных часов с участием сотрудников правоохранительных органов; проведение общественных акций в целях антикоррупционного просвещения и противодействия коррупции, в том числе приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря; проведение мероприятий разъяснительного и просветительского характера (лекции, семинары, квест-игры и др.) в образовательных организациях с использованием в том числе интернет-пространства; организация проведения конкурса социальной рекламы на антикоррупционную тематику среди обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др.
Общий контроль обеспечения реализации мероприятий будет осуществлять Министерство просвещения Российской Федерации.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Попов К.В.
О некоторых изменениях налогового законодательства
С 01.01.2019 вступили в силу изменения в ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 03.08.2018 334-ФЗ, принятого Государственной Думой РФ 24.07.
Так, пунктом 2.1 ст. 52 НК РФ изменен порядок перерасчета земельного налога для физических лиц. Теперь независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.
Этим же законом изменен порядок применения кадастровой стоимости для налогообложения земельных участков. В случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о рыночной стоимости земельного участка, установленном после 1 января 2019 года решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываться при определении налоговой базы с периода налогообложения земельного участка по оспоренной кадастровой стоимости.
В соответствии с п.п. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством Российской Федерации условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, предусмотрено право на налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка.
Изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физических лиц своевременно уплачивать имущественные налоги.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Попов К.В.
О противодействии коррупции бывшими государственными или муниципальными служащими
В течение первых двух лет после увольнения со службы при трудоустройстве на новую работу с любым размером оплаты труда или заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг) на сумму более 100 тысяч рублей в месяц бывший государственный или муниципальный служащий при условии, что его должность была включена в перечень должностей, при замещении которых работник обязан представлять справки о доходах, утвержденный нормативным правовым актом государственного органа или органа местного самоуправления, обязан сообщить новому работодателю о последнем месте своей службы.
В случае трудоустройства новый работодатель обязан в 10-дневный срок направить уведомление о заключении такого договора по месту предыдущей службы работника.
Неисполнение этого требования закона влечет административную ответственность работодателя. Данные ограничения не распространяются на случаи трудоустройства на новую государственную или муниципальную службу.
Если бывший служащий принимается на работу в организацию, в отношении которой он ранее осуществлял функции государственного (муниципального) управления, для трудоустройства он также должен получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов бывшего работодателя. Неисполнение данного требования влечет расторжение нового трудового договора.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Попов К.В.
Вдвое сокращен срок рассмотрения документов на получение средств материнского (семейного) капитала
Федеральным законом от 30.10.2018 № 390-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Решение о выдаче государственного сертификата на материнский капитал выносится территориальным органом Пенсионного фонда.
Так, в соответствии с изменениями срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сокращен с 30-дневного до 15-дневного с даты приема заявления о выдаче сертификата.
Одновременно при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.
Согласно внесенным в закон изменениям организации, в распоряжении которых находятся сведения о лишении граждан родительских прав и совершении преступлений против личности, обязаны будут ответить на запросы Пенсионного фонда в течение 5 дней. Ранее такой срок составлял 14 дней.
Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае не поступления в указанный выше срок запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
Материнский капитал выдают в Российской Федерации с 2007 года за рождение второго и последующих детей. Программа материнского капитала была рассчитана до 2019 года, сейчас она продлена до 2021 г.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Ведута А.А.
О безопасности детского игрового оборудования
17.11.2018 вступил в силу и применяется на территории Российской Федерации Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утверждённый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 21.
Технический регламент устанавливает единые требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации и распространяется на оборудование и покрытие для детских игровых площадок, впервые выпускаемые в обращение и размещенные на открытых территориях или в закрытых помещениях.
К примеру, оборудование и его элементы должны быть сконструированы таким образом, чтобы соответствовать указанной в паспорте возрастной группе детей, для которых они предназначены, чтобы был очевиден и легко распознаваем ребёнком возможный риск при игре и чтобы лица, присматривающие за детьми, имели возможность доступа внутрь оборудования для оказания им помощи, чтобы на поверхности оборудования не допускалось скопление воды, а также обеспечивались доступность и удобство очистки от пыли, грязи и мусора.
Конструкция оборудования должна иметь закруглённые углы и края любой доступной для пользователей части, гладкие сварные швы, защиту выступающих концов болтовых соединений, исключать образование сдавливающих или режущих поверхностей между подвижными, а также подвижными и неподвижными элементами, обеспечивать безопасные расстояния между подвижными элементами оборудования и поверхностью игровой площадки, иметь размеры поперечного сечения элементов оборудования для захвата, при которых обеспечивается возможность захвата детьми, быть оснащена перилами и ограждениями, и не должна иметь выступающих элементов с острыми концами или кромками, шероховатых поверхностей, способных нанести травму пользователю, или допускать застревание тела, частей тела или одежды ребёнка.
На детской игровой площадке должна быть размещена информация в виде таблички (пиктограммы), содержащая: правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу), номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.
Для идентификации оборудования в целях применения технического регламента используются товаросопроводительная документация, техническая документация (конструкторская документация, паспорт) и маркировка. В качестве товаросопроводительной документации могут быть использованы договоры поставки, спецификации, этикетки, аннотации, а также другие документы, характеризующие оборудование и покрытие.
Новое оборудование для детских площадок подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме сертификации (горка, качели, качалка, канатная дорога и др.) или декларирования соответствия (песочница, игровой домик, лабиринт).
Внесение эксплуатантом в конструкцию оборудования изменений, влияющих на безопасность его конструкции или элементов, не допускается. По истечении назначенного срока службы эксплуатация оборудования должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
Однако указанные требования не распространяются на оборудование и покрытие для детских игровых площадок, произведенные и введённые в эксплуатацию до вступления технического регламента в силу, а также на спортивное оборудование и изделия, предназначенные для тренировок и занятий физической культурой, спортом и туризмом, аттракционы и игрушки, безопасность которых регламентируется отдельными нормативными правовыми актами.
Нарушение установленных техническим регламентом требований к проектированию, производству, строительству, монтажу и эксплуатации оборудования для детских игровых площадок влечёт административную ответственность по статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Ведута А.А.
Судебная практика подтвердила, обращение в государственную инспекцию труда и прокуратуру является уважительной причиной для пропуска срока обращения в суд за разрешением спора об увольнении
Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 26.11.2018 г. № 30-КГ18-4 признал незаконным отказ нижестоящих судебных инстанций в восстановлении пропущенного гражданином Ш. срока для обращения в суд за разрешением спора об увольнении, признал уважительными пропуск указанного срока, в связи с его обращением в государственную инспекцию труда и прокуратуру.
В соответствии с частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Отменяя, решение и апелляционное определение нижестоящих судебных инстанций, Верховный суд Российской Федерации указал, что государственные органы инспекции труда и органы прокуратуры, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, вместе с тем, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.
Направляя письменные обращения по вопросу незаконности увольнения с должности главного врача в государственную инспекцию труда и органы прокуратуры, гражданин Ш. правомерно ожидал, что в отношении его работодателя будет принято соответствующее решение об устранении нарушений его трудовых прав, которые будут восстановлены во внесудебном порядке.
Однако, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, судебные инстанции не проверили и не учли все обстоятельства, не позволившие гражданину Ш. своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении, с учетом нормативных положений о способах защиты гражданских прав и свобод, государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации".
Верховный Суд Российской Федерации восстановил гражданину Ш. срок для обращения в суд с исковым заявлением, дело направил в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Дедиков О.В.
Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид»
Опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования подтверждает право на бесплатную парковку транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Порядок его выдачи установлен приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.07.2018 N 443н.
Знак оформляется в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) инвалида (ребенка-инвалида).
Заявление о выдаче знака подается в письменной форме самим инвалидом, ребенком-инвалидом либо их законными или уполномоченными представителями. В заявлении указываются:
- наименование бюро, в которое подается заявление;
- фамилия, имя, отчество инвалида (ребенка-инвалида);
- СНИЛС;
- адрес места жительства инвалида или ребенка-инвалида (места пребывания, места фактического проживания);
- реквизиты документа, удостоверяющего личность инвалида (ребенка-инвалида);
- информация о нуждаемости в предоставлении услуги по сурдопереводу или тифлосурдопереводу;
- при наличии указываются фамилия, имя, отчество законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида);
- согласие на обработку персональных данных;
- при наличии указывается адрес электронной почты инвалида (ребенка-инвалида);
- цель обращения – выдача Знака;
- дата подачи заявления.
Заявление должно быть подписано инвалидом (ребенком-инвалидом) либо их законными или уполномоченными представителями.
Одновременно с заявлением представляется справка, подтверждающая факт установления инвалидности.
Знак оформляется в срок, не превышающий одного месяца с даты регистрации заявления. Выдается он в течение одного рабочего дня со дня оформления либо на руки инвалиду (ребенку-инвалиду), законному или уполномоченному представителю, либо по их желанию может быть направлен заказным почтовым отправлением.
В случае утраты (порчи) знака выдается его дубликат.
Сведения о выдаче знака, дубликата знака и признании недействительным утраченного (испорченного) знака размещаются в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов".
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Дедиков О.В.
Ответственность за нарушение водоохраной зоны
Каждому гражданину гарантирован доступ к водным объектам общего пользования и бесплатное использование их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом. Правовой режим водоохранных зон регулируется нормами Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Ширина водоохранной зоны устанавливается от истока для рек или ручьев протяженностью:
1.до 10 км – в размере 50 метров;
2. от 10 до 50 км – 100 метров;
3.от 50 км и более – 200 метров.
В границах водоохранных зон запрещено:
- движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, мойка автомобилей;
- сброс сточных, в том числе дренажных вод;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
За несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 300 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток; за нарушение правил охраны водных объектов предусмотрено максимальное наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.; за нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе или водоохранной зоне предусмотрен штраф до 400 тыс. руб.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Мартыненко Р.Н.
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы: правовой режим использования и охрана
На территории Российской Федерации, в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, устанавливаются особые территории со специальным режимом осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации такими территориями являются водоохранные зоны, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.
Размер водоохранной зоны определяется в зависимости от вида водного объекта. Для реки и ручья этот размер определяется в зависимости от длины реки и ручья, и местности, в которой они протекают. Для озёр и водохранилищ определение размера водоохранной зоны происходит в зависимости от площади и местности расположения объекта (ч.ч. 4, 5, 6 ст. 65 ВК РФ)
Например, водоохранная зона рек Ангара, Иркут и Ушаковка составляет 200 метров, хотя протяженность рек значительно отличается – 1 779 км, 448 км и 77 км соответственно.
Стоит отметить, что водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
Помимо этого, границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ № «Об охране озера Байкал».
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
В силу части 15, 17 статьи 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (наряду с установленными ограничениями в границах водоохранных зон) устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, который запрещает, например: производить распашку земель; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Вместе с тем существует исключение, согласно которому в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Поскольку прибрежные защитные полосы устанавливаются в границах водоохранных зон, то данное исключение распространяется и на прибрежные защитные полосы.
Действующим земельным и экологическим законодательством возможность предоставления земельных участков в водоохранной зоне и в особенности в прибрежных защитных полосах ограничена, однако такие участки не изъяты из оборота.
Ранее действовавшим законодательством предоставление земельных участков в водоохранной зоне и в прибрежной защитной полосе также не было запрещено.
Таким образом, земельные участки, расположенные в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, предоставленные в установленном порядке в соответствии с законодательством, действовавшим на момент предоставления, могут на законных основаниях находиться в собственности физических лиц. Однако такой земельный участок подлежит использованию с ограничениями, установленными действующим экологическим, водным и земельным законодательством.
За несоблюдение и нарушение установленных требований водного законодательства, в том числе при использовании водоохранных зон и прибрежных защитных полос виновные лица несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, статьей 8.2 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Мартыненко Р.Н.
Изменения в налоговом законодательстве, касающиеся налогооблажения самозанятых
С 01.01.2019 по 31.12.2028 в г.Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане проводится эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для самозанятых граждан. Данный налоговый режим предусматривается только в четырех субъектах Российской Федерации, на основе анализа практики его применения может быть принято решение о распространении в других субъектах.
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» перейти на указанный специальный режим вправе физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.
В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.
Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Закон устанавливает перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. К ним относятся:
1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
При оказании услуг физическим лицам налог на профессиональный доход уплачивается по ставке 4%, индивидуальным предпринимателям – 6%. При этом с указанных доходов не нужно платить НДФЛ и страховые взносы, а индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Закон предусматривает, что лица, применяющие данный режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом.
Для перехода на уплату налога на профессиональный доход необходимо встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Заявление о постановке на учет подается через мобильное приложение «Мой налог», личный кабинет налогоплательщика или кредитную организацию. О постановке на учет или отказе в постановке на учет налоговый орган вас известит. Датой постановки на учет считается дата направления вами заявления. Все расчеты с клиентами нужно проводить через приложение «Мой налог».
Кроме того, необходимо отметить, что помимо вышеуказанного закона принят Федеральный закон от 27.12.2018 №546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который также затрагивает права и законные интересы самозанятых, но уже не является экспериментом и распространяется на территорию всей Российской Федерации. Данный закон устанавливает, что физические лица, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ, вправе осуществлять такие виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при условии соблюдения требований, указанных в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ. При этом доходы (вознаграждение) самозанятых граждан не облагаются НДФЛ в случае их получения в 2017 – 2019 гг.
Согласно пункту 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ к данным видам деятельности относятся оказание услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
по репетиторству;
по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения.
Дополнительно отметим, что суммы вознаграждений самозанятых граждан за указанные услуги также не облагаются страховыми взносами.
Освобождением от НДФЛ и страховых взносов могут воспользоваться граждане, которые:
- представили в налоговый орган уведомление об оказании услуг для личных, домашних и иных подобных нужд и
- оказывают такие услуги физическим лицам лично, без привлечения наемных работников.
При невыполнении приведенных условий доходы самозанятых граждан от оказания услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд частных лиц облагаются НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке. При этом гражданин должен самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с полученного дохода, а также представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Попов К.В.
Принят закон, предусматривающий особенности проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019- 2020 годах
5 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Указанным законом установлены особенности проведения в 2019 и 2020 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Так, в 2019 и 2020 годах в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, плановые проверки могут проводиться только в случаях: проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска; плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, определенные Правительством Российской Федерации; плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований; плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности.
Проведение плановой проверки с нарушением указанных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки. Одновременно предусматривается, что при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения плановые проверки организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не проводятся.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Попов К.В.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в ходе предварительного следствия (дознания)
Лица, не достигшие 18 лет, являются особой категорией в уголовном праве. Их зашита требует особого подхода. Законодатели учли все особенности человека, не достигшего 18 лет, и разработали нормы, максимально им отвечающие.
Статья 87 УК РФ устанавливает, что несовершеннолетним является подросток, которому на момент совершения преступного деяния уже исполнилось 14 лет, но он не достиг 18-летия.
Статья 48 УПК РФ предусматривает обязательное участие в уголовном деле о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, их законных представителей, а п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ устанавливает обязательное участие защитника.
При этом под законными представителями понимаются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства).
Подозреваемым является лицо: в отношении которого возбуждено уголовное дело; либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ; либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ; либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ.
В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемый имеет следующие права:
- знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
- давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний;
- пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пп. 2 и 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, иметь свидания с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
- пользоваться помощью переводчика бесплатно;
- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
- защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.
Согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, вынесен обвинительный акт.
Обвиняемый, кроме прав, предусмотренных для подозреваемого ст. 46 УПК РФ, вправе:
- знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;
- знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;
- снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;
- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимал» участие в их рассмотрении судом;
- возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27 УПК РФ;
- участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ;
- знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
- обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;
- получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;
- участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;
- защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.
Законные представители в соответствии со ст. 426 УПК РФ вправе:
- знать в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
- присутствовать при предъявлении обвинения;
- участвовать в допросе несовершеннолетнего, а также с разрешения следователя в иных следственных действиях;
- ознакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и письменно делать замечания о правильности и полноте протокола;
- заявлять ходатайства и отводы, обжаловать действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора;
- представлять доказательства;
– по окончании предварительного расследования ознакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объёме.
В случае, если действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего, следователь может отстранить законного представителя от участия в уголовном деле своим постановлением. В таком случае в уголовном деле допускается другой законный представитель (органы опеки и попечительства).
Задержание несовершеннолетнего подозреваемого и избрание несовершеннолетнему подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производится в общем порядке, установленном ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ, за исключением обязательного обсуждения судом возможности отдачи несовершеннолетнего под присмотр согласно ст. 102,105 УПК РФ (ч. 1,2 ст. 423 УПК РФ).
При решении вопроса о заключении несовершеннолетнего под стражу учитывается ч. 6 ст. 88 УК РФ, предусматривающая случаи, когда несовершеннолетнему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. В ч. 2 ст. 108 УПК РФ сказано, что к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а за преступления средней тяжести – только в исключительных случаях.
О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители (ч. 3 ст. 423 УПК РФ).
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в следственные и судебные органы производится через его законных представителей или через администрацию специализированного учреждения для несовершеннолетних (ст. 424 УПК РФ).
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 ч, а в общей сложности более 4 ч в день.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Участие в допросе педагога или психолога обеспечивается по ходатайству защитника либо по инициативе прокурора, следователя, дознавателя (ст. 425 УПК РФ).
Кроме того, законным представителям необходимо знать следующее.
- Несовершеннолетний может отказать давать какие-либо объяснения и показания, если они могут быть использованы против него или его близких родственников (ст.51 Конституции РФ)
- Полиция обязана в каждом случае задержания несовершеннолетнего незамедлительно уведомить об этом его законных представителей. В случае, если ребенок задержан и понимает, что его родители не уведомлены, он имеет право попросить полицейских сообщить о том, что задержан и где он находится (часть 8 ст.14 ФЗ «О полиции»)
- Ребенок должен содержаться отдельно от взрослых в случае задержания или ареста (ст.33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ст.27.6 КоАП РФ)
- Дети должны подчиняться законным требованиям сотрудников полиции. Сотрудники полиции могут применять к ребенку физическую силу для пресечения преступления и правонарушений, для задержания и доставления в полицию тех, кто их совершил, для преодоления противодействия законным требованиям полиции.
- Сотруднику полиции запрещается стрелять на поражение, если возраст несовершеннолетних очевиден или известен сотруднику полиции, при значительном скоплении граждан. Исключение – оказание вооруженного сопротивления полиции, вооруженное или групповое нападение, угрожающее жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. В тех же случаях могут применяться специальные средства, такие как – резиновые дубинки, слезоточивый газ, наручники.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Хлынов В.А.
Об уголовной ответственности за хищение с банковских счетов
Развитие информационных технологий в современном мире, применение новых форм банковского обслуживания не оставило без внимания потенциальных злоумышленников, которые, реализуя преступный умысел, вторглись в киберпространство.
Общественную опасность указанных деяний усиливает специфика способа совершения преступления – использование удаленного доступа к банковскому счету при помощи технических средств, позволяющего лицу оставаться анонимным и совершать преступление из любой точки мира, имея лишь доступ к сети Интернет.
В 2018 году в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие усиление ответственности за хищение средств с банковского счета, а также электронных денежных средств.
Часть 3 статьи 158 УК РФ (кража) дополнена пунктом «г», предусматривающим ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 настоящего Кодекса), аналогичный квалифицирующий признак добавлен и в часть 3 статьи 159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации).
При краже преступник действует тайно, незаметно для собственника.
Если хищение с банковской карты совершено путем обмана или злоупотребления доверием потерпевшего, действия виновного квалифицируются как мошенничество.
Такие преступления совершаются с прямым умыслом и корыстным мотивом.
Преступления являются оконченными с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб.
Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях в указанной сфере относится к компетенции следователей органов внутренних дел.
Кража с банковского счета, а равно электронных (безналичных) денежных средств, мошенничество в сфере компьютерной информации отнесены к категории тяжких преступлений.
За совершение данных преступлений предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
К уголовной ответственности могут быть привлечены физические лица, достигшие ко времени совершения кражи 14-летнего возраста, а мошенничества – 16-ти лет.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Хлынов В.А.
Внесены изменения в список сильнодействующих и ядовитых веществ, запрещенных в обороте в Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2018 № 1597 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Названным нормативным актом расширен список сильнодействующих веществ, запрещенных в обороте в Российской Федерации.
В частности, список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ и других статей УК РФ дополнен такими позициями как Болазин; 2,4-Динитрофенол; Зеранол; Метилэпитиостанол; Роксиболон; Тиоместерон и др.
Напомним, статья 234 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, ответственность по которой наступает за изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно за незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. За указанные деяния виновный может понести наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Хлынов В.А.
Рецидив преступлений и его последствия
В соответствии с действующим уголовным законом рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
Однако не все предыдущие судимости образуют рецидив преступлений.
Согласно ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации, при признании рецидива преступлений не учитываются:
судимости за умышленные преступления небольшой тяжести (максимальный размер наказания за такие преступления не превышает 3 лет лишения свободы);
судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет;
судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы до момента вынесения судом нового приговора;
судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном Уголовным кодексом Российской Федерации (для каждой категории преступлений предусмотрен период погашения судимости: например, за совершение тяжкого преступления (к примеру, ч. 2 ст. 228 УК РФ - незаконное хранение наркотиков в крупном размере) судимость погашается по истечении 8 лет после освобождения из мест лишения свободы, а за совершение особо тяжкого преступления (например, убийство) - по истечении 10 лет).
Законодательно разграничиваются несколько видов рецидивов преступлений: «простой», опасный и особо опасный.
Рецидив преступлений признается опасным в случаях, когда лицо совершает тяжкое преступление, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы или ранее осуждалось за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Особо опасный рецидив имеет место в случае совершения лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы или при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.
Рецидив преступлений влечет за собой определенные неблагоприятные последствия, особенно, если он является опасным или особо опасным.
Во-первых, рецидив преступлений в обязательном порядке признается обстоятельством, отягчающим наказание, влекущим назначение более строгого наказания. Так, если ранее судимый подсудимый совершил преступление, за которое предусмотрены несколько видов наказания (штраф, обязательные работы, лишение свободы), то ему должно быть назначено самое строгое из них (лишение свободы).
При этом размер лишения свободы при рецидиве преступлений не может быть менее 1/3 части максимального срока наказания, предусмотренного за это преступление. Например, если санкцией уголовной статьи за преступление предусмотрено до 3 лет лишения свободы, то подсудимому должно быть назначено не менее 1 года лишения свободы (1/3 от 3 лет = 1 год).
Во-вторых, если в действиях виновного имеется опасный или особо опасный рецидив преступлений, то к нему не может быть применено условное осуждение.
При этом к таким лицам применяется более строгий режим исправительного учреждения, куда осужденный направляется для отбывания наказания. Так, при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений лица, ранее отбывавшие лишение свободы, подлежат направлению в исправительную колонию строгого режима. При особо опасном рецидиве преступлений назначается колония особого режима.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Хлынов В.А.