01.07.2021 г. вступает в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон), устанавливающий новые правила государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Данным Законом вводится процедура досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
В частности, контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля могут в досудебном порядке обжаловать:
- решения об отнесении объектов контроля к категориям риска;
-решения о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
-решения, принятые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков их исполнения;
- иные решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействия) их должностных лиц.
Также дополнительно в законе закреплено, что с 01.01.2023 судебное обжалование решений контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц станет возможно только после их досудебного обжалования. Исключением являются случаи обращения с жалобой в суд не осуществляющими предпринимательскую деятельность гражданами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 определен перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб будет применяться с 01.07.2021 года. Всего в утвержденном названным постановлением перечне 62 вида федерального государственного контроля (надзора) 19-ти контрольных (надзорных) органов, в числе которых также МЧС России, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росреестр, Роструд, ФССП России, ФНС России.
Согласно ст. 1 Закона, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в РФ - это деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Положения Закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
Заместитель прокурора Успенского района
советник юстиции В.Б.Пастухов
Вернуться в список новостей